Пользователи стали доверять облакам. Что изменилось?
так происходит и как меняется рынок облаков, рассказал директор
К2 Cloud Сергей Зинкевич.
Российский рынок облачных услуг насчитывает около 20 команд, которые занимаются предоставлением услуг публичного облака. Чтобы выделяться на таком рынке, нужна суперсила. Расскажу о нашей.
Во-первых, мы — облако с человеческим лицом. Мы не оставляем заказчиков наедине с платформой, а активно помогаем им решать задачи. У нас есть довольно много услуг поверх самой платформы: например, консультации по проектированию и запуску инфраструктуры, защите каналов связи, повышению отказоустойчивости и быстродействия приложений.
Во-вторых, благодаря нашей связи с К2Тех, мы обладаем сильными компетенциями в области системной интеграции. Например, у нас большой опыт внедрения и оптимизации работы высоконагруженных информационных систем, таких как «1С» и SAP. Еще один важный тренд на рынке ИТ в последние годы — внимание к работе с данными. На протяжении последних лет говорят, что данные — новая нефть. Здесь мы тоже помогаем как запускать, так и развивать корпоративные хранилища данных в нашем облаке.
В-третьих, фокус на кибербезопасности. Мы ориентируемся на средних и крупных коммерческих заказчиков, для которых она имеет первостепенное значение. Наша платформа имеет сертификаты и аттестаты соответствия стандартам ГОСТ 57580, PCI DSS, 152-ФЗ, ISO 27017 и ISO 27001, которые подтверждают высокий уровень безопасности.
И, наконец, наши заказчики очень требовательны к качеству предоставляемых услуг и ожидают, что партнер будет не только делать, что они просят, но и проактивно предлагать решения по оптимизации, про которые сам заказчик мог и не знать. Значит, мы должны быть в курсе новых технологий, решений. Наша задача — усиливать и направлять клиентов с помощью нашего широкого проектного опыта и стека компетенций. Мы отвечаем на этот вызов, активно дорабатывая и обновляя нашу платформу, вкладываемся в RnD перспективных решений и всегда готовы поделиться знаниями о последних продуктах.
То есть наши главные преимущества в том, что мы вникаем в задачи заказчика и сопровождаем его в процессе миграции, применяя компетенции интеграционных проектов. Наше облако отвечает последним требованиям к кибербезопасности, а сервисы — высокому уровню запросов заказчиков на технологичность. Это и выделяет нас среди конкурентов.
Облака точно растут быстрее остальных направлений. Это объясняется дополнительной ценностью для бизнеса. Облака — это про скорость. Если заказчику срочно нужно начинать проект, то облака очень удобны, так как у лучших провайдеров есть в наличии необходимое оборудование, что позволяет гибко настраивать используемый объем ресурсов под потребности бизнеса. При этом в руках компетентных специалистов облачные технологии позволяют увеличить скорость работы и выполнять больше задач за счет автоматизации.
Например, чтобы запустить базу данных на несколько дата-центров, можно воспользоваться готовым PaaS-сервисом от провайдера. Запуск и настройка займет несколько минут. Такие преимущества способствуют росту облачных услуг в России. По моим оценкам, в этом году рынок вырастет примерно на 25%. Поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.
Еще несколько лет назад пользователи настороженно относились к облакам, а сейчас стали доверять им. Стандарты, которые применяют облачные провайдеры у себя, зачастую выше тех, что используются в on-premise инфраструктурах заказчиков.
Клиенты осознали преимущества управляемых (managed) сервисов, которые сейчас предлагают облака на уровне инфраструктуры: базы данных, балансировщик нагрузки, бэкап, мониторинг, кластеры Kubernetes т.д. Кроме того, все уже привыкли к автоматизации: развитый API позволяет управлять конфигурациями по подходу Infrastructure as Code (IaC), что снижает вероятность ошибки и повышает скорость развертывания инфраструктуры. Это удобно и помогает быстрее удовлетворить запросы пользователей.
У облачных технологий есть еще одно важное свойство — прозрачный биллинг, который позволяет отслеживать потребление ресурсов. ИТ-директор может переложить ответственность за PnL продуктов целиком на продакт-менеджеров. Все эти факторы приводят к тому, что мышление меняется: становится более «облачным».
мы не зависели от стороннего ПО»
Естественно, благоприятно. В последние годы российские облачные сервисы пережили серьезные изменения, но на темпах роста это сказалось точно положительно. Когда такие крупные провайдеры, как Amazon и Azure, начали отключать доступы, некоторые пользователи с удивлением обнаружили, что в России есть отличные альтернативы. Уход западных облаков способствовал росту интереса к российским решениям.
Санкции тоже не оказали резко негативного влияния на нашу работу. Да, поставки серверов стали менее предсказуемыми: если раньше оборудование приходило за три недели, то сейчас срок увеличился. Тем не менее это не сказалось на качестве обслуживания наших заказчиков.
Кроме того, К2 Облако — это собственная разработка, которую развивают и поддерживают наши специалисты. Поэтому мы практически не зависим от иностранного вендорского ПО. Скорее всего, другие провайдеры, которые использовали иностранные лицензии, сталкиваются сейчас с трудностями. А те, кто, как и мы, не пользовался ничем иностранным, только процветают.
Тренд на локализацию с импортозамещением остается актуальным. Только в 2024 году мы выполнили несколько десятков проектов по переводу команд на российскую облачную платформу. Обычно такие процессы реализуются в формате carve-out, когда команды отделяются от головного офиса и начинают работать автономно на территории России. Часть зарубежных компонентов, которые доступны для использования на территории РФ, сохраняется в составе новой инфраструктуры, но постепенно у компаний появляется запрос и на импортозамещение.
Например, почтовые сервисы, к которым все привыкли, становятся недоступными, и компании переходят на российские продукты. Здесь мы помогаем нашим заказчикам, поскольку у них часто нет необходимых компетенций для работы с новыми российскими решениями — почтой, ВКС. Мы уже протестировали аналогичные решения в России и знаем, что лучше, а что хуже, понимаем, как внедрять различные технологии в зависимости от количества пользователей и специфики бизнеса.
Кроме того, мы стремимся минимизировать ручные операции при новых инсталляциях, применяя подход Infrastructure as Code, и используем скрипты для автоматизации процессов, что значительно ускоряет развертывание. В результате не только сокращаются сроки реализации проекта, но и снижается его стоимость при высоком качестве работ. Такой треугольник ценностей — скорость, качество и цена — основа нашего подхода.
Есть еще один аспект, почему компетенции облачных провайдеров в области локализации и импортозамещения столь востребованы. Российские решения требуют опыта работы с Linux в отличие от западных продуктов, где многие процессы преднастроены, и инженерам нужно меньше навыков для обеспечения работы ПО. Квалифицированных Linux-инженеров на рынке мало. И компаниям, у которых не развит HR-бренд в ИТ, привлечь их практически нереально. Поэтому спрос на услуги по импортозамещению в ближайшие годы сохранится.
Часто спорят о том, что выгоднее — своя инфраструктура или облачная. Все зависит от ситуации заказчика. Допустим, есть задача к 1 ноября завершить проект по локализации. Если закупать оборудование и ПО самостоятельно у поставщика в сжатые сроки, можно столкнуться с завышением цен.
Облачный провайдер, напротив, всегда готов к работе, постоянно поддерживает и предлагает преднастроенные решения. За счет эффекта масштаба провайдер закупает оборудование и ПО по более низкой цене, и в дальнейшем это транслируется на заказчиков, из чего складывается выгода. Кроме того, если строить инфраструктуру самостоятельно, встает проблема простоя. Сколько стоит простой, если тебя отключили, а новая инфраструктура еще не запущена? Практически любая цена за ресурсы будет ниже, чем финансовые потери из-за приостановки работы.
Кроме того, экономить помогают PaaS-сервисы, когда разработчикам предоставляется гибкая платформа, где они могут развернуть окружение без помощи DevOps-инженера. Это позволяет снизить ФОТ либо освободить время специалистов для задач, направленных на развитие бизнеса. Кто разбирается в облаках, прекрасно понимает, что с их помощью можно решать больше задач. Например, ИТ-директор, который раньше пропускал через себя ежемесячно 50 задач, теперь справляется с 80 задачами. С тем же штатом. В этом и заключается выгода.
Можете привести конкретные примеры?
Мы активно используем подход Infrastructure as Code (IaC). Если нужно развернуть что-то новое, мы можем сделать это с помощью автоматизации и существенно сократить трудозатраты. Наша внутренняя оценка показывает, что новая инсталляция с использованием автоматизации требует в три раза меньше усилий по сравнению с ручным развертыванием. Например, не 600 трудочасов, а 200. Экономия будет значительная, особенно если учесть ставки специалистов — цифры говорят сами за себя.
Но она не ограничивается лишь финансовыми аспектами, а касается и грамотного распределения ресурсов специалистов. Если сотрудник занят инсталляцией на протяжении нескольких недель, не получится поручить ему другие задачи. Это тоже проблема, поэтому мы стремимся минимизировать такие ситуации и максимально эффективно использовать ресурсы.
Наши клиенты — это средние и крупные корпоративные заказчики, для которых доступность и надежность бизнеса имеют первостепенное значение. Если перенести это на ИТ-инфраструктуру, то они должны быть готовы к различным рискам вплоть до выхода из строя дата-центра. К2 Cloud предлагает заказчикам облачную платформу на базе трех дата-центров, и в ближайшие полгода планируем добавить четвертый. Мы можем гарантировать, что даже в случае сбоя пользователи не заметят никаких изменений в работе. Мы понимаем потребности клиентов и готовы предоставлять консультации и поддержку, располагая для этого всеми необходимыми инструментами.
сервисов будет больше»
С чем это связано?
Накладываются две истории: нехватка специалистов и разнообразие программного обеспечения. В корпорациях обычно ИТ-отдел подстраивается под цели бизнеса, которые нужно выполнять даже в условиях кадрового голода и нехватки компетенций. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем рост предложения услуг Professional Services поверх инфраструктурных платформ. Компетентных специалистов не хватает, и те, кто обладает необходимыми навыками, будут очень востребованы.
Многие компании хотят иметь свои внутренние службы поддержки, но не всегда могут реализовать это самостоятельно. Мы занимаемся этим каждый день и готовы помочь: подготовить план формирования команды и подобрать сотрудников. Либо можем взять функции службы поддержки на себя. В перспективе тренд на аутсорсинг будет только усиливаться.
Облака будут расти, сервисов будет больше. Популярнее станут так называемые маркетплейсы, когда любое ПО можно запустить прямо из каталога облачного провайдера. Что это значит? ПО уже протестировано, запускается и работает по клику. Все требования выполнены: просто берите и пользуйтесь.
Среди трендов, которые у всех на слуху, выделяется искусственный интеллект. Облачные провайдеры тоже поддерживают это направление. Мы уже развернули ферму с графическими картами для обучения моделей. На такие решения большой спрос. Появляются запросы на бессерверные вычисления. Пока спрос на них невелик, но некоторые заказчики уже внедряют. Будем наблюдать.
Компании, которые предоставят лучшие сервисы и удобные инструменты для пользователей, специалистов по инфраструктуре, DevOps-инженеров и разработчиков, окажутся в выигрыше.
В ближайших планах усовершенствовать инфраструктурный слой для конкретных информационных систем. Уже идут разные процессы по оптимизации работы «1С», планируем их форсировать. Мы видим, что можно улучшить, чтобы к работе с «1С» вообще не было замечаний. Будет еще больше сервисов для работы с Big Data, построения корпоративных хранилищ данных и аналитики.
Мы часто работаем с микросервисной архитектурой и будем предоставлять все больше инструментов для разработчиков.
И, наконец, в ближайшей перспективе мы планируем открыть четвертый дата-центр К2 Cloud, чтобы сделать работу нашего облака еще более надёжной.